Микроэконо́мика (др.-греч. μικρός — маленький; οἶκος — дом; νόμος — закон) — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.
Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне — как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов; каким образом фирмы планируют численность рабочих; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.
Предметом микроэкономики являются экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов, — принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает выбор при его рациональном использовании для производства или потребления.
Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:
Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).
Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.
Рыночное равновесие и структура рынка.
Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.
Асимметрия информации — как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.
Внешние эффекты (экстерналии) — как и почему существует возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других.
Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.
Теория общественного выбора — раздел экономики изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
Википедия