Путешествие в Австрию. Знакомство с Веной. Бельведер
Нагулявшись по кварталам Праги, вечер 4 ноября мы провели в бельгийском ресторане в самом центре чешской столицы, где, перепробовав все сорта пива и почти все бельгийские яства, весело и задорно провели время и незаметно засиделись до полуночи, едва успев на последний поезд пражского метро. После таких посиделок, как и следовало ожидать, утренний подъём дался нелегко, но что поделать – автобус в Вену ждать никого не собирался и должен был отъехать от отеля точно по расписанию – в 7-30 утра.
Собравшись поутру и взяв с собой всё необходимое для трёхдневного путешествия, слегка помятые и невыспавшиеся, мы сели в автобус, который, как ему и было положено, в 7-30 утра стартовал от отеля «Русский дом» и через каких-то полчаса уже рассекал просторы скоростной автострады Прага – Братислава.
Первые пару часов пути мы ехали по этой, окружённой шумозащитными экранами, прямой, как стрела, скоростной дороге, ничем особо не примечательной для энтузиастов, которые, воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, без задних ног проспали всё это время. Немного не доезжая города Брно, водитель сделал получасовую остановку возле одной из придорожных кафешек, где мы, наконец, проснулись, а, позавтракав и понежившись вдоволь на солнышке, окончательно убедились, что жизнь прекрасна. Здесь же мы познакомились с Петером – сопровождавшим нашу группу в Австрии необычайно обаятельным чехом, прекрасно говорящим по-русски.
Автобус, между тем, свернул с автострады на боковую трассу, соединяющую Брно с Веной. К 2010 году здесь тоже обещают построить автостраду, а пока же мы ехали по двухполосной, вьющейся среди полей, дороге, проходящей через уютные провинциальные чешские и австрийские городки. А погода и впрямь преподнесла нам настоящий подарок – на улице далеко не ноябрьские +18, солнышко, красота!
Ближе к австрийской границе автобус пересёк образованное на реке Dyje водохранилище Nove Mlyny. В окнах автобуса замелькали родные каждому водному энтузиасту пейзажи, от которых сердце непроизвольно начинает учащённо биться.
На "палубе" комфортабельного автобуса:
Эта церквушка раньше стояла на возвышенном берегу реки, а теперь оказалась на расположенном посреди зоны затопления острове.
Слева по ходу движения тянутся возвышенности Южной Чехии. Здесь очень развито виноделие, и к трассе со всех сторон подступают виноградники.
А вот и пограничный с Австрией город Микулов. Необычайно красивы окружающие его древние замки!
А эту канаву я сфотографировал исключительно потому, что по ней проходит Государственная граница Чехии и Австрии.
Но никаких остановок и досмотров нет – как известно, в конце 2007 года Чехия вошла в Шенгенскую зону, так что автобус на скорости 120 километров в час транзитом проносится через границу. О прошлом напоминают лишь пустующие ныне пограничные КПП, один из которых, расположенный на австрийской стороне, удалось на ходу снять из окна автобуса.
В этих краях виноделие развито не только на территории Чехии, но и в Австрии, о чём красноречиво свидетельствует этот магазин, расположенный на центральной площади одного из небольших городков, через который мы проезжаем.
Большая часть Австрии находится в горах, и лишь относительно небольшой кусочек Восточной Австрии, через которую проходит наш путь, – на равнине, поэтому сельское хозяйство в Австрии развито именно на этой, совсем небольшой территории. Практически вся земля, насколько хватает глаз, занята полями и фермами, на которых работает современная техника – очень разительный контраст по сравнению с нашими сколь необъятными, но, увы, столь же и заброшенными просторами.
В Австрии очень развиты ветровые электростанции, большая часть которых также находится в равнинных восточных районах страны. Куда ни глянь – глаз непременно натыкается на возвышающиеся на 100 с лишним метров над землёй гигантские вертушки. У нас в России в большом количестве такие электростанции доводилось видеть на побережье Балтийского моря в Калининградской области.
Вот они – эти большие-пребольшие флюгеры.
А это уже не флюгер – это расположенная на северной окраине Вены телебашня.
Незаметно мы достигли австрийской столицы и рассекаем её заречные районы. Большая часть территории Вены находится на правом берегу Дуная, и лишь несколько относительно новых районов – на левом. Автобус проносится по мосту, пересекающему широкую голубую ленту Дуная...
...и вскоре останавливается на одной из улиц в центральной части Вены возле вот этого симпатичного здания с причудливыми балкончиками.
На часах – начало первого, впереди три дня в Австрии, а на сегодня программа следующая – прогулка по центру города в сопровождении нашего гида Петера, вечером – размещение в отеле, а потом – свободное время.
Сейчас, пожалуй, самый подходящий момент для того, чтобы рассказать о том, как устроена Вена.
Вена – странная столица: она находится на каком-то запредельном востоке от своей собственной страны. Братислава, Будапешт и даже Прага близко, а вот Австрия где-то есть, но где именно – неизвестно. То же относится и к Дунаю, главной водной артерии города. Вена игнорирует Дунай. Вы можете годами жить в Вене и не подозревать о его существовании, а придерживаясь классической туристической программы, не увидите даже скромного Дунайского канала, относительно которого некоторые советские солдаты в 1945 году думали, что это Дунай и есть.
Причина в том, что римляне построили здесь крепость на одном берегу реки, а не город на двух. До середины 18 века – дольше, чем любая другая европейская столица, - Вена оставалась окружённой высокой стеной; другая стена, пониже, шла по предместьям, и у каждого, кто въезжал в город хоть с чем-нибудь, купленным снаружи, брали налог. В 19 веке вместо первой стены проложили бульвар, а вместо второй – линию метро, но налог при этом продолжали брать.
Старый город, или Первый район, где расположено почти всё, что входит в обязательную программу, очень мал и окружён кольцом бульваров под общим названием Ринг (Ring). За Рингом расположены предместья – жилые районы застройки 19-20 веков. По ним приятно гулять, если вы там живёте, но ради некоторых вещей стоит туда углубиться специально – например, ради дворца Бельведер на юге, столицы. Окружённый Рингом центр и предместья схвачены ещё одним кольцом, под названием Гюртель, вдоль которого проходит наземная линия метро в стиле модерн и стоят венские вокзалы. За пределы Гюртеля туристы обычно выбираются ради дворца Шенбрунн и Венского леса, где очень приятно гулять.
Район под названием Леопольдштадт, куда можно поехать, чтобы посетить парк культуры и отдыха под названием Пратер, - единственный район, который буквально вырывается из системы колец, простирается по ту сторону Дунайского канала и уходит на восток, к Дунаю. Здесь самодовольная венская централизация утрачивает силу: это как будто другая страна. Римские легионеры ждали оттуда наступления врага – в Средние века считалось, что за Дунаем кончается христианская Европа.
Наше знакомство с Веной началось не с центра, а с прилегающих к нему южных предместий, где находится знаменитый дворцовый комплекс Бельведер, построенный в начале 18 века в барочном стиле как загородная резиденция принца Евгения Савойского.
Комплекс Бельведер состоит из двух дворцов (Верхний и Нижний Бельведер) и большого парка, откуда открывается красивый вид на центр Вены.
Верхний Бельведер:
Вид с Верхнего Бельведера на Нижний, а также на центральную часть Вены:
Вид на центральное ядро города. В центре, окутанный строительными лесами, - собор Святого Стефана, с которым мы потом обязательно познакомимся поближе.
Весьма интересны аккуратно подстриженные пирамидальные деревья парка:
В царстве скульптур:
Погуляв по Бельведеру, мы направляемся по улице Реннвег в расположенный внутри кольца Ринга исторический центр Вены. Минуем памятник Советским солдатам, освобождавшим Вену в 1945 году. К сожалению, из окна автобуса сфоткать его не успел, поэтому ограничиваюсь фотографиями, взятыми с Интернета.