"Дорогой замков". Путешествие по Беларуси: Мир - Новогрудок - Лида


1-3 мая 2009 года совершили небольшую вылазку на территорию Беларуси. В этой стране мы уже второй раз - впервые нам удалось ее посетить в марте 2005 года и тогда, несмотря на промозглую погоду, преследовавшую нас в течение трех дней, страна оставила очень положительные впечатления. За ту трехдневку нам удалось посетить Брест и Минск.


Брест мы захватили буквально на несколько часов, а вот в Минске задержались на две ночи. Столица Беларуси запомнилась своими просторами, которые можно прочувствовать даже находясь в самом центре города. Минск был практически полностью стерт с лица земли во время Великой Отечественной войны и заново отстроен после нее. В ходе новой застройки, видимо, применялись стандарты градостроительства ХХ века, и поэтому широкие улицы и проспекты, более чем просторные площади, обширные парки и бульвары по оба берега в общем-то не очень выдающейся масштабами речки Свислочи стали и до сих пор остаются лицом этого города. Несмотря на зиму, четыре года назад нам удалось все это оценить по достоинству, и вот теперь мы решили вернуться к таким прелестям, наверное, в самый хороший период для этого - в разгар весны.
Однако, несмотря на казалось бы логичное дальнейшее продолжение рассказа о красивом весеннем Минске, его не будет :). Во-первых, подобный фоторассказ совсем недавно публиковал Михаил Архипов, а, во-вторых, тяга к неизведанному заставила нас еще до поездки забронировать 12-часовую автобусную экскурсию с интригующим названием "Дорогой замков" из Минска по городам Мир, Новогрудок и Лида. И вот именно об этой поездке и хотелось бы рассказать более подробно. Несмотря на продолжительность, путешествие оказалось легким и в то же время очень насыщенным, интересным и несомненно добавило впечатлений о белорусской земле в общем.
Итак, поехали. Для начала, как обычно, немного технических параметров поездки. Как я уже говорил выше, время в пути составило почти 12 часов. За это время мы покрыли почти 400 километров по северо-западной части Беларуси, посетив при этом Минскую и Гродненскую области, и буквально сорок километров не доехав до границы с Литвой. Дорога от Минска проходила по европейской трассе E30 (частью которой является шоссе Минск - Брест), затем по местным шоссе до Лиды. Возвращались в Минск мы уже другим путем - по шоссе Гродно - Минск. Не включая санитарных, в дороге было три глобальных остановки. Все они были, собственно, в тех городах, которые были обозначены в описании тура: в Мире, Новогрудке и Лиде.

Так как большую часть путешествия составила дорога, то сформировать какие-либо особенные мнения относительно посещенных пунктов или понять, какие практические советы можно было бы дать нашим последователям, мы просто не успели.
В связи с этим, далее - море фотографий с небольшими комментариями к ним и историческими справками по увиденному.
Отправлялись в путь мы в 8 утра с проспекта Независимости (точнее от его участка между мостом через Свислочь и площадью Победы). По счастливой случайности место отправления автобуса оказалось в 10 минутах ходьбы от дома, где мы жили, и эту ходьбу можно было использовать для созерцания пустынных утренних улиц города.
Майский Минск прекрасен в любое время суток. Утром 2 мая он был хорош прозрачным свежим воздухом, абсолютно ясным небом, теплым солнцем, практически пустыми улицами и площадями, ну, и конечно же предвкушением длинного интересного путешествия.
Проспект Независимости (вид в сторону центра, на переднем плане - мост через Свислочь).

Проспект Независимости (вид в сторону площади Победы).

Если быть точным, то место отправления автобуса было обозначено, как "от дома-музея I съезда РСДРП". Большое здание с "башенкой" было заметно еще издалека, но оказалось, что это вовсе не дом-музей, а что-то другое :)

Дом-музей первого съезда находился совсем рядом и представлял собой зеленый, даже не особняк, а просто домик. Было видно, что за объектом очень хорошо ухаживают, как и за территорией вокруг него. Ну, кстати, в качестве исторической справки стоит все-таки уточнить, что именно на этом месте в марте 1898 года был проведен 1-й съезд Российской социал-демократической рабочей партии, спустя годы получившей название КПСС (счет съездов при этом сохранился).

Ну, а наш автобус тем временем почти полностью заполнился туристами и был готов отправиться в путь. Как я уже говорил выше, места на экскурсию мы бронировали заранее еще в Москве. На заявку, оставленную на сайте турфирмы-организатора, пришел весьма оперативный ответ с подтверждением брони. Оплата тура производилась непосредственно на месте при посадке в автобус.
Подождав лишние 10 минут опаздывающих попутчиков, мы отправились в путь. Несмотря на то, что изначально наш путь из Минска должен был лежать на юго-запад в направлении Бреста, до кольцевой дороги мы выбирались через северо-западные районы Минска. Окраины города в этом направлении были очень живописны: многокилометровые парки с аккуратными рощами, стриженными ярко-зелеными газонами, велосипедными и беговыми дорожками, а также рукотворными озерами-водохранилищами, сделанными на базе все той же Свислочи, радовали глаз. Перемежалась вся эта живопись явно совсем недавно построенными объектами современной архитектуры: спортивными центрами, жилыми районами, торговыми центрами и даже резиденциями президента страны :).
Вырулив на МКАД, поехали "против часовой стрелки" к брестской трассе. Полная тезка Московской - Минская кольцевая автомобильная дорога имеет в окружности 56,2 км и выглядит весьма современно. С каждой пересекающейся трассой организованы хорошие развязки, в общем, все по-европейски.



Вполне европейским оказалось и само шоссе на Брест. Но гораздо больше, чем шоссе взгляд привлекали загородные пейзажи за окном. Они в общем-то не отличались чем-то экзотическим от российских, но как-то сразу "цепляли". Каких-либо природных изысков типа гор или морей, конечно, в Беларуси нет, но дело в том, что детали наблюдаемой за окном обычной картины выполнены с предельной аккуратностью: дома, поля, отдельные деревья, обочины - все было очень родное, но поля были зелеными и гладкими, деревья - стройными, дома - яркими и аккуратными. На придорожной территории не было мусора или какого-нибудь заросшего кювета. Если проводить аналогии, то просторы Беларуси больше походили на западную Европу, а не на более близкие территории к востоку от нее :).




















Размышляя в пути на тему "А почему у нас не так?", мы все дальше удалялись от Минска на запад.
Напомню, что автобус у нас был не простой, а экскурсионный, и большую часть пути мы ехали в сопровождении вещания гида. А сопровождал нас сегодня не просто гид, а лучший экскурсовод Беларуси, автор нескольких книг о своей стране - Анатолий Варавва. Забегая вперед, скажу, что о подобном его титуле мы услышали не от него самого, а прочитали позже в Интернете.

Его рассказы во время нашей поездки, действительно, были интересны и познавательны, уместны и приятны на слух. На участке нашего первого перегона (Минск - Мир) наибольшее внимание привлекло повествование о небольшом населенном пункте (сейчас всего 1 тыс. жителей), который находился чуть в стороне от нашего пути. Речь идет о поселке городского типа Дзержинского района Минской области - Негорелое. На одном из витков истории имя одноименной железнодорожной станции, расположенной в этом поселке, обозначалось даже на картах Мира. Но обо всем по порядку, обратимся к историческим фактам.
В 20—30-х годах ХХ столетия железнодорожная станция Негорелое, расположенная в 50 километрах от Минска, очень часто упоминалась в печати, была нанесена на все географические карты мира. Отсюда начинались путешествия советских граждан в страны Западной Европы и Америку. От Негорелого брали начало маршруты курьерских трансконтинентальных поездов “Негорелое—Владивосток”, здесь проходил международный экспресс “Маньчжурия—Столбцы”. Станция Негорелое была конечным пунктом западноевропейского маршрута экспресса “Париж—Негорелое”.
Известность Негорелого началась с того момента, когда 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор Советской России с Польшей. Правительство РСФСР и УССР - с одной стороны и правительство Польши - с другой заключили мирный договор о прекращении советско-польской войны 1920 года и нормализации отношений между обеими странами. Западные земли Белоруссии и Украины временно оставались под властью Польши.
1 апреля 1921 года смешанная пограничная комиссия установила государственную границу между Советской Россией и Польшей. В районе Койдановской волости советско-польская государственная граница прошла по линии деревень Великое Село-Малявка-Лукаши-Щепки-Папки-Живицы-Полоневичи-Осиновка. Койдановская волость стала приграничным районом Советской Белоруссии.
В 1921-1939 годах Негорелое, входившее в то время в состав Койдановской волости, стало первой пограничной станцией Советского Союза - воротами в страны Западной Европы и Америки. В эти годы через Негорелое проезжали, здесь останавливались и встречались с пограничниками 16-го Дзержинского пограничного отряда и жителями пограничной станции известные русские и зарубежные писатели, художники, артисты, музыканты, скульпторы, ученые, государственные и общественные деятели, журналисты, дипломаты, летчики. Среди них был и Владимир Владимирович Маяковский.
Он неоднократно останавливался на пограничной станции Негорелое, встречался и беседовал с пограничниками, читал им свои лирические стихи. В стихотворении "Они и мы" (1928 г.), написанном после поездки в Германию и Францию, есть строчки, навеянные впечатлениями от встреч Владимира Маяковского с белорусским краем:
На горизонте - белое.
Снега и Негорелое.

Лично посетить такое чудесное место нам было не суждено - каких-либо замков там построено не было, и поэтому посещение в программу не входило.
Близость Европы чувствовалась все больше и больше. Последний отрезок пути перед поворотом с брестской трассы мы проехали по платной дороге.





Переехали мост через Неман. Этот участок реки был всего в нескольких десятках километров от ее истока и поэтому выглядел немного скромно.



Отметим, что гид непривычно и упорно называл реку не Неман, а Нёман, и, действительно, на белорусском языке это звучит именно так.
Не?ман (Нёман) (лит. Nemunas (Нямунас), белор. Нёман, иногда Неманец, нем. Memel (Мемель), польск. Niemen) — река в Белоруссии, Литве и Калининградской области РФ.
Зарождается река Неман в районе Минской возвышенности Беларуси. От этого места и до впадения в Балтийское море, а точнее в его Куршский залив длина реки составляет 937 километров. Через 462 километра от истока белорусская часть русла заканчивается. Примерно на протяжении 18 километров Неман является государственной границей между Беларусью и Литвой. Затем около 346 км его протяженности – исключительно литовский объект природы. Далее почти 100 км – участок Литовско-российской границы, и, наконец, последние 13 км перед выходом в море – принадлежат Российской Федерации (Калининградской области).

А мы тем временем сворачиваем с трассы на менее значимые дороги. До первой официальной остановки совсем недалеко

А до неофициальной - еще ближе. Перед въездом в Мир и на границе Минской и Гродненской областей  - небольшая "санитарная" остановка, которая позволила еще раз полюбоваться аккуратностью окружающей природы и неугомонностью наших туристов.







И вот перед нами город с немного необычным названием - Мир. Главной точкой нашего визита в котором был Мирский замок. Признаться честно, до момента обнаружения в Интернете варианта нашей экскурсии мы абсолютно ничего не слышали ни о городе (сейчас это даже - поселок), ни о замке. Да признаться честно и наши познания о Беларуси содержали большой пробел в том месте, которое касается средних веков, крестоносцев и замкостроителей. На деле оказалось, что этот пласт истории страны весьма объемен и содержателен, и в рамках нашей 12-часовой поездки совсем не реально охватить все объекты, имеющие отношения к тем временам.
Мир (белор. Мір) — городской посёлок, до 1956 г. имевший статус города, в Кореличском районе Гродненской области Белоруссии. Свое название получил от слова «эмир» (по чину главы размещавшегося здесь отряда воинов-татар) (первая версия) либо по прямому значению слова «мир» (по проходящей рядом границе Руси и Литвы, однако о заключении здесь какого-либо мирного договора доподлинно не известно) (по второй версии). Находится в 85 км к юго-западу от Минска.
Первые письменное упоминания о Мире относятся к 1395 году — времени, когда крестоносцы, прошедшие через Лиду и Новогрудок, сожгли его. Причиной варварского похода вполне могло стать уничтожение отряда «неверных» воинов-татар, стоявших в этих местах на службе у великого князя литовского Витовта.


Кроме замка в городе мы больше ничего и не посмотрели, поэтому дальше говорим только о замке, и, наверное, самым лучшим вариантом будет сделать это в виде цитат из открытых источников.
В настоящее время имя небольшого городского посёлка Мир хорошо известно за пределами Белоруссии благодаря его главной исторической достопримечательности — замку, самому древнему замку, сохранившимся на территории Белоруссии и включённому в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В честь этого знаменательного события, 9 июля 2002 года, состоялась международная «коронация» замка, на которой присутствовали Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура и представители Правительства Белоруссии.
Ми?рский за?мок (белор. Мірскі замак) — один из памятников средневекового белорусского зодчества. Находится в городском поселке Мир Гродненской области. До 1568 года хозяевами были князья Ильиничи, потом — Радзивиллы (до 1828), Витгенштейны (до 1891). Последними владельцами замка были Святополки-Мирские (до 1939), после чего замок стал государственной собственностью. С начала XXI века замок находится на реконструкции.
Мирский замок — каменное строение, основная часть которого воздвигнута в XVI-XVII веках в непосредственной близости к местечку Мир. По мнению исследователей, ранее на его месте была расположена феодальная усадьба. Замок окружает равнинная местность, невдалеке от замка протекает речка Миранка.
Замок представляет собой квадратное в плане сооружение с выступающими по углам мощными башнями высотой около 25 м. Пятая, западная башня, является воротной, и некогда имела подъемный мост через широкий ров. Толщина стен достигала 3 м при высоте около 13 м, а хорошо продуманная система из двух рядов бойниц обеспечивала круговой обстрел (позднее, при строительстве дворца, многие бойницы заменили сводчатыми окнами).












Внутри замка располагается весьма уютный дворик, вымощенный булыжником. В свободном доступе для туристов имеется небольшое подземелье под главной башней, в котором сразу можно понять его предназначение. Также свободно можно подняться на одну из башен (качество видов - так себе) и прогуляться по галерее в стене.



















За стенами замка тоже было на что посмотреть. Во-первых - на сами стены, а также на пруд и фамильную часовню-усыпальницу последних титулованных хозяев (до 1939 года) Мирского замка - рода Святополк-Мирских, возведенную в 1904 году по проекту петербургского архитектора Роберта Марфельда.













Не знаю, смогли ли фотографии это передать, но снаружи замок выглядел просто великолепно и напоминал шоколадный торт :). В нашем сознании Беларусь вероятно ассоциировалась с многими вещами, но вот уж точно не с прекрасно сохранившимися средневековыми замками.
Небольшой пруд под стенами располагал к отдыху на его берегу и размеренному созерцанию окружающей красоты, но... В организованных экскурсионных поездках, конечно, есть свои неоспоримые плюсы в виде хорошей полноценной информации по объектам тура (хотя, не всегда конечно) и удобном передвижении между ними. Однако, не будем забывать и о минусах, которые иногда могут даже сильно повлиять на общее впечатление от поездки. К таким минусам можно отнести невозможность полноценно распоряжаться своими временем, невозможность свободного планирования маршрута, а также возможные переплаты за непонятно кому нужный сервис. Что касается переплат, то этот вопрос, учитывая уровень белорусские цен, не имел актуальности, а вот ущемление свободы времени и маршрута немного напрягало. Очень быстро, почти бегом, сделав десяток фото, мы погрузились в автобус и отведав включенного в стоимость тура чая-кофе от главного экскурсовода Беларуси, отправились дальше на север в сторону Новогрудка.
Сам поселок Мир очень быстро промелькнул за окнами автобуса и мы опять оказались в окружении бескрайних идеально-зеленых полей и холмов.

Автор: freemanincruise.livejournal.com/

 


Похожие материалы


Материалы категории


Фотографии путешествий - Южная Америка - Северная Америка - Африка - Евразия - Австралия