Галопом по Белоруссии. Часть 2

 

Продолжение краеведческой поездки в Беларусь: «пряничный» замок в Мире, древняя столицу ВКЛ – Новогрудок, город с нежным названием и суровым содержанием – Лида, а так же общение с местной милицией и приезжими алкашами.


Мирский замок.
Подпись к фотографии долго не позволяла нам разогнуться от смеха. Вроде все понятно и предельно культурно, но недостаток воспитания, знания падонковского и русского матерного, не дали спокойно прочитать предпоследнее слово.



Утром мне снилось, что я белорусский партизан который пытается остановить танковую атаку. Проснулся: ба-а-а-а, и впрямь рядом с палаткой нарастает какой-то адский грохот и скрежет металла о металл. Оказалось, что это оголтелый комбайн штурмовал пшеничное поле, раскинувшееся в нескольких метрах от нашей палатки.



Быстро собрав лагерь, мы вышли на трассу. По указателям до Мира нам оставалось шесть километров, карта указывала никак не меньше десяти, на самом деле идти нам пришлось километров двенадцать.


В пути…

Естественно автостоп никаких результатов не дал. Возник резонный вопрос: есть ли стоп в Беларуси? Знакомые говорят, что есть, но я его пока не видел. Ну да ладно, зато как славно прогулялись под рюкзачками. Правда жара уже второй день стояла неимоверная, в дороге часто делали привали для того, чтоб попить воды.



Башни «пряничного» замка виднелись с дорого задолго до того как мы зашли в Мир. Это и не удивительно сейчас Мир это поселок с населением всего 2,4 тысячи жителей. Замок и костел св. Николая самые высокие здания в нем.


МИР


Первое письменное упоминание о Мире датируется 1395 годом. Строительство замка тут началось при Ильиничах в первой половине XVI ст. Изначально стены и башни были возведены в суровом готическом стиле, но когда замок перешел во владения уже знакомого нам Николая Радзивилла Сиротки, началось перестройка его в дворец. От этой перестройки, а также времени и войн пострадали все, кроме въездной и юго-западной башни. Замок часто менял хозяев и подвергался разрушениям. Особенно он пострадал от шведов в 1706-м, когда взорвались склады с порохом в северо-западной башне. Башня, что не удивительно, была разрушена до основания.


Туристическая карта Мира.

План замка близок к квадрату, образованный крепостными стенами протяженностью в среднем около 75 м. По углам, выступая за стены, стоят четыре башни. Пятая башня — главная — с аркой въезда находится в середине западной стены. Высота башен около 25-ти метров.


Классический кадр.


Музей истории замка расположен в юго-западной башне (на фото слева). Это единственная башня в которую доступен вход. В экспозиции музея представлены экспонаты найденные в процессе реконструкции замка (кирпичи, плитка, черепица), а так же несколько доспехов начала ХХI века.

Экспозиция музея:

…HERE IS MY ITALY…


Средневековый бронежилет ХХI века выпуска.


Вид на внутренний двор со стены замка.




Снаружи

«Пряничный» замок безусловно один из самых красивых памятников архитектуры в Беларуси. В 2000-м году он был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. То же касается и Нясвижа. В обоих случаях я в недоумении. Оно же все отстроено чуть менее чем полностью в ХХ-ХХI веке. В Нясвиже особенно не понятно, там многое с нуля построено несколько лет назад. Почему в таком случае собор св. Софии в Полоцке не внесен в этот список. Короче, после таких памятников всемирного наследия, ЮНЕСКО для меня больше не показатель в вопросах привлекательности и историчности объектов.


Невдалеке от восточной стены замка в парке находиться часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских. Построенная в 1904 году.


Дальше мы направились к автовокзалу который находился на центральной площади прямо возле церкви св. Троицы 1582 года.



По дороге нам предстал костел св. Николая построенный при Николае Радзивилле Сиротке в 1605-м году. Видать названный в честь учредителя.

Следующим пунктом нашей программы стала бывшая столица Великого Княжества Литовского.

НОВОГРУДОК

Город с населением 29 тысяч жителей, районный центр в Гродненской области. Знаменит замком на высоком холме и видами с этого самого замка. Автостанция в нем находиться в противоположной от Мира стороне города, поэтому по пути к ней мы видели и курган Миндовга, и костел св. Архангела Михаила, и, конечно же, замок.


Основная историческая застройки Новогрудка находиться на горе, а автостанция располагается под ней, поэтому нам предстоял интересный и чрезвычайно увлекательный путь к замку под рюкзаками, которые ближе к вечеру словно становились тяжелее.


Зато благодаря этой прогулке посмотрели на костел св. Михаила (бывший костел доминиканцев) 1724 года постройки.


Типовая застройка вокруг на центральной площади.



А это бывший францисканский костел 1780 года, а ныне церковь св. Николая.


Замок.
Благодаря археологическим раскопкам установлено, что уже в IX веке на этом месте было немаленькое поселение. В XI-XII веках город был западным форпостом Киевской Руси и его деревянный замок не раз подвергался разрушениям. В XIII веке на месте деревянных возводятся каменные укрепления.. После развала Киевское Руси Новогрудок какое-то время был столицей, так называемой Черной Руси, но вскоре вошел в состав Великого Княжества Литовского. Да не просто вошел, а практически сразу стал его столицей.


Центральная или Щитовая башня замка.


Угловая башня.


А вот обе башни радом.


На одной из террас замковой горы, прям возле руин замка стоит фарный костел 1714-23 гг. Он возведен на месте старейшего в Беларуси костела, построенного в 1395 году Витовтом. В 1799-м в тут крестили Адама Мицкевича.


За вид открывающийся с замковой горы эту местность называют «белорусской Швейцарией». Куда не поеду кругом одни Швейцарии…

Так же в Новогрудке есть чудесная оборонная готическая Борисоглебская церковь 1519 года сборки.

Наслаждайтесь ее прекрасным и суровым видом пока…


…на нее не водрузили эти купола, с ужасными кокошниками. Кстати со времени поездки прошло уже почти два года, на данный момент купола уже на храме.


Вдоволь нагулявшись по Новогрудку мы снова вернулись на автовокзал и взяли билеты на Лиду. Не поехать в Лиду мы не могли потому, что этот городок имел все привлекательные для краеведа характеристики: и замок старый и костелы какие-то и, что немаловажно, вполне действующий и известный на всю страну пивзавод.

Но вернемся к нашим баранам, то есть билетам. Покупая билеты на автобус нужно тут же оплачивать и багаж. Водители такого, естественно, не любят. Да и, как показала практика, дешевле оплачивать багаж, так сказать, на месте – у водителя. Вот и в этот раз кассирша предложила нам договариваться с шофёром по поводу багажа. На вопрос о цене тот спокойно сказал:

- Ну по рублю мне скинетесь.

На что получил вполне резонный встречный вопрос:

- А по рублю, это по вашему сколько?

Оказалось по тысяче. Что, в принципе, все равно было дешевле чем в кассе.
Кто-то из местных в разговоре упомянул, что Лида сейчас разбомблена как после войны. Сначала смысл этой фразы нам с Петрухой показался непонятным и мы пропустили его мимо ушей, но уже первый взгляд на город напомнил нам об этом сравнении.

ЛИДА

Выйдя из автобуса мы словно попали на стройплощадку. Да еще и не в завершающей стадии, то есть все, что нужно разломать уже разломали, а построить новое еще не успели. Автовокзала не было как такового. От него остался только каркас обтянутый пластиковой решеткой-забором. На дворе стоял десятый час вечера и мы планировали найти в Лиде гостиницу, а за осмотр исторической части города взяться уже утром. Но не тут то было: единственную государственную гостиницу тоже разбомбили. Ну то есть сдали в ремонт. На весь город с населением в 100000 осталась всего одна частная гостиница при модном ресторане естественно с неадекватными ценами.

Палатками, возле такого не маленького города, становиться не удобно по времени. Т-э-э-э-экс, по человечески заночевать у нас не выйдет. Значит нужно смотреть архитектуру и быстро валить отсюда.

В этом нам на руку сыграла нелегкая судьба города. В XIV веке Гедемином здесь был построен замок для обороны рубежей своего государства. Вокруг этого замка и образовался город. Но время и многочисленные враги не пощадили эти края и из архитектурных изысков в городе осталось только два храма и новоотстроенный замок на месте старого. Все эти памятники стоят на одной улице с привычным для Беларуси названием Советская.


Собственно замок Гедимина.

Видели когда-то как строят замки? Пожалуйста:


Замок в состоянии «андер констракшн» или «страна готовится к обороне»

Костелы по этой же улице все закрыты строительными лесами настолько, что я с трудом их узнал, но фотографировать так и не решился вот вам фотография замка и того как выглядит город во время реконструкции:


Осмотрев достопримечательности мы отправились на железнодорожный вокзал. А точнее к тому, что от него осталось после бомбежки, то есть ремонта. А осталось от него примерно столько же сколько и от вокзала автомобильного. А именно несколько каркасов зданий и все. Ну не совсем все. На одном из запасных путей стояло три железнодорожных вагона. Над одним из них висела табличка кассы и из нескольких окошек велась торговля билетами. Не верите? Смотрите сами:


Спросив билеты до Гродно мы узнали, что ближайший поезд будет только около четырех часов утра. На часах же было без нескольких минут десять. Оставшееся время нам предложили провести в зале ожидания!!! Им оказался следующий вагон прикрепленный к нашему кассовому. Это был простой вагон электрички с деревянными лавками. В нем было душно и мы переместились на улицу к ближайшим лавочкам.


Внутри зала ожидания или как мы его в последствии назвали «вагона-ресторана».

Перед закрытием ближайшего продуктового я еще успел сбегать за продуктами, водой и пивом (как же побывать в Лиде и не выпить при этом местного пива?).

Какое-то время мы сидели прямо напротив касс. Один мужичек, не трезвым голосом, осведомлялся у кассирши когда следующий поезд до Ивано-Франковска. Та, напомнила ему, что несколько часов назад продала ему билет на поезд который только что отправился.

- Ну дык, я на него опоздал. Когда следующий будет?

Послушав ответ он, махнул на окошко кассы рукой и подошел к нам попросив закурить. Пока я доставал зажигалку он рассказал, что поссорился с тещей, решил ехать домой, но проспал поезд (при чем тут же на вокзале). А теперь следующий ждать до следующего вечера. Узнав что нам до Гродно он сказал, что туда и пешком дойти можно. После чего отправился в «зал ожидания».

Сидя возле «билетных касс» мы заметили, что мимо нас, с завидной регулярностью, ходит милицейский патруль. Пить пиво было не с руки. Тут же порядок! Тем более через некоторое время патруль подошел и к нам. Спросил кто, откуда, посмотрел документы и спросил о регистрации. Оказалось: о том, что регистрация до тридцати дней не требуется милиционер не знал и советовал при возможности зарегистрироваться. Такое вот.

Перед тем как подойти к нам милиционеры разбудили нашего земляка из Франковска, тот уже упарился в вагоне-ресторане и выйдя на улицу прилег на лавочке. Его долго расспрашивали кто он и откуда, и почему спит тут. Даже пытались забрать в участок но идти с милиционерами мужик наотрез отказывался, его отправили обратно в «зал ожидания». С глаз долой, из сердца вон, так сказать.

Так вот, на фоне такой активности стражей порядка, пить пиво на улице было глупо. Для перекуса мы отправились в «вагон ресторан». В нем было достаточно темно и хорошо просматривалась дорожка, по которой ходил патруль. Сели у окна достали колбасу, хлеб, лимонад, пиво. Когда мы уже закончили трапезу, в конце вагона проснулся наш земляк и попросил попить. Налили ему лимонада. После этого он предложил с ним выпить и достал из сумки мерзавчик водки. Пить с ним мы не собирались (Петруха вообще не пьет, а мне и пива было вполне достаточно) но чтоб не обижать человека разрешили ему покирять рядом с нами. Думали, что никто не увидит. Но только я полез за ножом, чтоб сделать земляку из пластиковой бутылки стаканчик как в вагон зашел наряд милиции…

- Та-а-а-к, ну с тобой все понятно, а вы то чего, туристы?

- Мы не пили, - только и догадался сказать я.

- А что мы, по-вашему, сюда просто так пришли?

И тут я вспомнил сотрудниц вокзала которые проходили мимо нас когда мужик только предлагал нам выпить. От жеж, блин, порядок!!! Еще налить не успели как уже стукнули.

- Но мы же не пили, - мне так ничего нового в голову и не прходило.

- Так, турист, виноват говори – "исправлюсь" и сиди себе спокойно. А вы гражданин пройдемте с нами.

- Не виноват, но исправлюсь, - сказал я и уселся на скамейку. Милиционеры тем временем провожали нашего земляка к выходу. Ему таки не удалось избежать участка.

Через некоторое время мы тоже выползли из «зала ожидания» и уселись на улице наслаждаясь ночной прохладой. Чуть позже к нам подошел один из уже знакомых нам милиционеров и решил поговорить за жизнь. Начал с того, что пожаловался на задержанного:

- Блин, от вашего земляка совсем покоя нет. Поругался с тещей и теперь всех на хер посылает.
После открыл нам суть происходящей в городе перестройки. Оказывается Лида выиграла в этом году «дожинки» (как я понял местные соцсоревнования) и им из бюджета отсыпали денег на ремонт всего и сразу. Чтоб, так сказать, привести инфраструктуру города-победителя в порядок. То есть они реально собираются отстроить все, что разваляли, до наступления холодов.

По поводу уездного города N, выигравшего «дожинки в прошлом году:

- Ну и как там, все отремонтировали?

- А как же. Уже половина домов перекосилась, а половину мэрии пересажали.

В общем беседовали мы с местным стражем порядка долго и на разные темы, аж пока не пришло время грузиться в поезд.

Ехать нам было около трех часов, а спать, как на зло, не хотелось. Поэтому я еще долго сидел и смотрел как начинает светать за окном…

Ну и на последок предупреждения на стене трансформаторной будки:




В следующей части ждите: утренний город Гродно или почему стоит высыпаться, а так же слоников из Слонима.

Автор: tim-taller15.livejournal.com/



Материалы категории


Фотографии путешествий - Южная Америка - Северная Америка - Африка - Евразия - Австралия