Путешествие по мирной Сирии

Мне захотелось вспомнить, как однажды, в самом конце 2009 года я совершил удивительное путешествие по всей стране на обычных рейсовых автобусах. Тогда эта страна буквально излучала мир и спокойствие. Я мог гулять ночами по безлюдным тёмным улицам того же Хомса и совершенно не опасался ни за свою жизнь, ни за кошелёк. Хочется рассказать и показать что-то красивое и мирное об этой сказочной стране, и пожелать ей мира и благополучия...

В Дамаск я прилетел глубокой ночью. Среди встречающих был мой старый друг, он в своё время возил меня с женой по Сирии и теперь вызвался встретить и приютить на пару дней. Мы отправились в отель, где я проспал, наверное, сутки, прежде чем ушла накопившаяся в Москве усталость, и я снова был готов к приключениям.

В руках у меня была карта Сирии, купленная прямо в гостинице у администратора. На карте были отмечены все дороги, и я был намерен по этим дорогам отправиться в путь от города к городу, с остановками на обзор разных памятников истории, и просто пообщаться с людьми. Это путешествие я планировал исключительно на автобусах. В Сирии была очень распространена система автобусного сообщения, и можно из любой точки страны попасть в другую. На все путешествие, включая остановки в городах и заложив дополнительное время на потенциальные нештатные ситуации, я отвел без малого три недели, хотя эту небольшую страну можно объехать и за полторы. Но мне хотелось окунуться с головой в местный колорит, а в спешке этого не сделаешь.

Трудности перевода

Можно ли путешествовать по стране, не зная местного языка? Да без проблем! Более-менее везде знают хотя бы элементарный английский. Плюс жесты и мимика, и этого вполне хватает, чтобы купить продукты или спросить дорогу.

Так я рассуждал по пути в Сирию и… жестоко ошибался. Подавляющее большинство сирийцев, которых я встретил, и двух слов не знали по-английски. Если кто-то вдруг отвечал на вопрос — это было просто чудо. Обнаружив такого полиглота, я хватал его и не отпускал, пока он не выложит все, что знает. Только так можно было обеспечить себя хоть какой-то информацией.

Все началось еще в Дамаске. Вызванное с помощью портье такси подъехало к отелю, но объяснить, что мне надо на автобусную станцию, я не смог — английский у водителя отсутствовал напрочь. Пришлось попросить помощи у служащих отеля, а я предусмотрительно записал на бумажке, как звучит по-арабски "автобусная станция" (очень похоже на наше "гараж", кстати). В многочисленных диалогах с сирийскими таксистами я это слово использовал не раз. Надо мне, например, в город Алеппо. "Гараж Алеппо", — говорю я таксисту. Он что-то спрашивает, я ему опять: "Гараж Алеппо, что тут непонятного?" Он опять что-то спрашивает, но я упорный, и после третьего "гаража" мне открывали дверь и жестом приглашали садиться (неизменно с улыбкой и пониманием ситуации). На автовокзале уже проще, надо смотреть на витрины и искать в списке городов свой пункт назначения. Иногда в кассах знали английский, и тогда все вообще получалось отлично.

Предъявите билетик

В первый же день меня посадили не на тот автобус. Вернее, на тот — он был той же фирмы, тоже ехал в город Хама, но на полчаса раньше моего. Я, конечно, показал билет водителю, а потом пассажирам, поскольку на билете не было ни одной знакомой буквы и непонятно было, где мое место. И вдруг перед самым отъездом ко мне подошел какой-то сириец и показал свой билет. Я в ответ с умным лицом показал ему свой, и все окружающие начали бурно и самозабвенно обсуждать сложившуюся ситуацию. Все разрулил прибежавший менеджер. В конце концов, я сел в другой автобус. Хотя ссаживали меня вместе с рюкзаком уже на ходу (правильно, зачем останавливать автобус?). Зато менеджер лично довел меня до правильного автобуса, и на этот раз все прошло гладко.

О важном

Знаете, какая самая большая проблема в Сирии, с которой я столкнулся? Они не едят по утрам. А заодно и гостей не кормят. Только в крупных городах утром можно найти открытое кафе, но обычно часов до двенадцати ничего и нигде не работает. Приходилось мучить персонал гостиницы: ну, что поделать, привыкли мы у себя в России есть по утрам. И хотя завтраки не отличались шиком и разнообразием, сирийские оливки и маслины меня настолько покорили, что мне больше и не надо было ничего.

Кстати сказать, сирийская кухня (в обед и вечером они едят и еще как!) произвела на меня самое благоприятное впечатление, а гостеприимство сирийцев переплюнуло даже знаменитое армянское радушие. Страна очень богата древними памятниками культуры, но поистине ценна именно человеческим отношением. В Сирии тогда совершенно мирно жили христиане и мусульмане. Хотя уже в то время весь мир поделился на несколько враждующих лагерей. Нас пугали шахидами и мучениками. А в этой стране люди разных вероисповеданий неспешно пили крепкий чай и вместе курили кальян.

Если вы спросите, какое место мне запомнилось больше всего, я, наверное, скажу: Хама и окрестности. Удивительный город. Я приехал в Хаму вечером и вышел погулять еще до рассвета, пока бесконечный поток машин не заполнил улицы. Тогда еще работали знаменитые колеса Нории, и утром я услышал непередаваемый скрип этих великанов. Что-то есть в этом звуке, словно мне рассказали какую-то старую грустную историю. Я несколько часов не мог прийти в себя, был под впечатлением, а потом поехал на развалины Апамеи. Как же там красиво! Музей под открытым небом, хотя нет, не музей. Для музея тут все слишком наполнено жизнью. Вокруг руин — поля, где выращивают пшеницу и пасут коз, среди руин мелькают люди, спеша по своим делам. Они жили там, впитывая красоту и энергию этих мест.

Я еду в русскую больницу

На каком бы краю света вы ни оказались, всегда найдутся знакомые, у которых там живут родственники. Поэтому тот факт, что родня моих друзей живет в Аль-Камишли, ничуть меня не удивил. Мало того, именно благодаря этим людям я в Аль-Камишли и попал. По пути из Алеппо наш автобус остановил патруль, и мной, как чужаком, бравые парни с автоматами заинтересовались особенно живо. Я смог отвертеться именно потому, что ехал к конкретным людям. Правда, пришлось дать патрульным номер мобильного телефона родственников моего приятеля, и патрульные долго звонили им и что-то выясняли. А я в это время рассматривал два автомата Калашникова с пристегнутыми рожками, стоявших у стены.

К счастью, всех удовлетворил мой паспорт и тот факт, что я еду к конкретным людям, так что меня пропустили. Надо сказать, что такой пропускной пункт был только в том регионе. В Аль-Камишли живут в основном курды. Мне рассказывали, что из-за борьбы курдов за свое независимое государство правительство Сирии слегка напрягалось по их поводу.

Кстати, мои новые знакомцы в Аль-Камишли оказались не последними людьми — они держат больницу, в которой меня и поселили. Два нижних этажа — это больница, а на втором и третьем живут ее владельцы. Очень удобно. Но не всегда спокойно.

На следующий день я проснулся от громких криков под окнами. Оказывается, рано утром привезли мужчину, который уже в больнице скончался. Разрыдавшиеся родственники начали бить стекла и шуметь, выражая тем самым свое горе.

В Аль-Камишли я невольно задержался дольше, чем планировал. Во-первых, меня кормили настоящими русскими пирожками. Во-вторых, в первый раз за две недели я мог говорить по-русски, и меня понимали. Я жадно выговаривался, да и мои гостеприимные хозяева были рады поговорить о родине и на родном языке.

Крестная города Питера

Наверняка, вы слышали, что Санкт-Петербург иногда называют "Северной Пальмирой". Когда же я приехал в настоящую Пальмиру, которая находится посреди пустыни, то так и не понял, почему СПб сравнили с этим величественным комплексом. На мой взгляд, абсолютно ничего общего.

Вид на Пальмиру с высокого холма, на котором стоят стены крепости, впечатляет. А если прийти на развалины еще до рассвета и послушать, как воет ветер среди оставшихся колонн, можно очень легко представить себя в том времени, когда эти места жили и дышали полной грудью.

Мне опять же повезло: обычные туристы в это время дня завтракали в отелях, а я мог побыть наедине со свидетелями былого величия Рима. Ближе к обеду толпы туристов начинали курсировать, словно стайки рыб, и между ними носились мальчики на верблюдах, предлагая покататься или просто купить открытки. Тогда я брал свой рюкзак и шел в кафе знакомиться с новым сортом оливок.

А однажды, придя утром в отель, я попросил кальян. Мне его принесли, но позже, управляющий признался, что этим поступком я шокировал всех сирийцев отеля. Они привыкли курить кальян вечером. А я - под настроение…

Страшно подумать, как изменились эти места за время военных действий, и что останется от тех мирных и гостеприимных деревень, в которых я когда-то побывал.
Источник материала: www.bbc.co.uk

Ещё наши сайты cat-trader.com и cat-robot.com, а ещё почитать нас можно на ЯндексДзене

Наши друзья:

Материалы категории

• Древний город Алеппо.

(Сирия)

Древний город Алеппо. Сирийский город Алеппо - один из древнейших, непрерывно существующих, городов на земле. Первые упоминания о нем датируются  III тыс. до н.э. Звался он тогда Халпу, что созвучно его сегодняшнему арабскому названию Халеб. Во II тыс. до н.э. он, под именем Халаб, Халлаба, был столицей царства Ямхад. Расцвет античного Алеппо пришелся на IV - I века до н.э. Тогда, при Селевкидах, он уже имел внешний вид, схожий с сегодняшним - Цитадель на...

• Древний город Алеппо. Часть 2

Древний город Алеппо. Часть 2 Цитадель Алеппо - самый значимый объект города, ее привратная башня стала его "визитной карточкой". Холм Цитадели был центром всех древних городов на месте современного  сирийского Халеба. Здесь стояли стены, построенные еще хеттами, античный акрополь, византийские укрепления. Свой нынешний вид холм Цитадели приобрел в 13 веке при султане ал-Малике аз-Захир Гази, сыне знаменитого Саладина. Несмотря на свои приличные размеры Цитадель плохо просматривается...

• Путешествие по мирной Сирии

(Сирия)

Путешествие по мирной Сирии   Сейчас очень много разговоров про войну в Сирии. По ТВ в России показывают ужасы военных действий. А еще недавно ситуация там была совсем иной.

• Улицы старого Дамаска

Улицы старого Дамаска Дамаск древнейший город на земле из ныне существующих. Первые упоминания о нем относятся к 15 веку до н.э. Правда, прочувствовать это можно разве что в Национальном Музее. Каких-то особенно древних памятников там нет. Самые старые объекты в Дамаске - это немногочисленные остатки античных сооружений. От этого времени остались колоннады храма Юпитера рядом с мечетью Омейядов, несколько античных фрагментов в восточной части...

Фотографии путешествий - Южная Америка - Северная Америка - Африка - Евразия - Австралия