Саратов – крупный город Поволжья, население которого вместе с расположенным через Волгу левобережным городом-спутником Энгельсом превышает миллион человек.
В городе много интересных мест – набережная Волги, исторический центр, пешеходный проспект Кирова (бывшая Немецкая улица или в народе «Саратовский Арбат»), масса разных интересных памятников, очень красивое здание Саратовской консерватории, расположенный в центре города парк Липки… В рамках же нашего круиза посмотреть сразу всё это едва ли была возможность – и так не самая продолжительная стоянка фактически ещё сократилась из-за времени, ушедшего на доставку туристов со стоящего на рейде теплохода на берег, а многокилометровые пробки на узких саратовских улицах из-за ремонта единственного в городе моста заставляли дополнительно корректировать время при передвижении на каком-либо транспорте. В такой ситуации возможны три варианта – либо просто не спеша погулять пешком по прилегающей к Волге исторической части города, либо поехать с группой на обзорную автобусную экскурсию, либо взять такси и съездить на Соколову гору, где находится главная смотровая площадка Саратова и мемориальный комплекс «Парк Победы». Я несколько раз бывал в Саратове прежде, мои же нижегородские попутчицы тут впервые – поэтому мы решили взять машину и погулять на Соколовой горе. А по центру города девушки смогут погулять сами во время обратной стоянки на пути из Астрахани.
1. Расположенный на Музейной площади Свято-Троицкий собор – один из самых ярких и нарядных в Саратове. На этой площади-то мы и возьмём машину.
2. Мемориальный комплекс на Соколовой горе заложили в 1975-м, а в 1982 году был установлен 40-метровый монумент «Журавли» - памятник саратовцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Только в первые дни войны на фронт добровольцами ушло более 130 тысяч саратовцев. Подъём к памятнику осуществляется в пять этапов, символизирующих пять военных лет и самые важные боевые действия. Саратовский мемориал – один из самых сильных военных памятников!
3.
4. «…Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...»
5.
6.
7. Соколовая гора – самая высокая точка Саратова. Отсюда весь город как на ладони! А соединяющий берега Волги огромный трёхкилометровый мост и вовсе будто теряется на этих просторах!
8.
9.
10.
11.
12.
13. Я люблю технику, и меня обычно сложно оторвать от всяких самолётов, вертолётов и других подобных технических штуковин, но, учитывая компанию, в данном случае я хоть и с трудом, но сдерживался… :)
14.
15. Помимо мемориала павшим в Великую Отечественную, на Соколовой горе есть и памятник погибшим в, как их обычно называют, локальных конфликтах.
16. Нельзя не остановиться возле аллеи великих русских полководцев!
17.
18. В 2003 году рядом с военной частью парка появилась очень интересная «Национальная деревня», в которой представлены дома различных народов, проживавших на территории Саратовской области, и другие памятники старины.
19. Вот, например, дом поволжских немцев.
Вплоть до 1941 года в этих краях проживало большое количество потомков переселенцев из германских государств, расселенных в Нижнем Поволжье на основании манифестов Екатерины II в 1760-х годах. Сформировался особенный народ со своей особенной культурой и особым поволжским диалектом немецкого языка. В 1941 году с началом войны немцы Поволжья были депортированы в Среднюю Азию, Урал, Сибирь – в наши дни кто-то вернулся на Волгу (довольно много поволжских немцев проживает в Энгельсе), кто-то так и остался на территориях ссылки, наладив свою жизнь в местах нового проживания, а в 1990-х некоторые этнические немцы переехали жить в Германию.
Мой замечательный старший коллега, один из опытнейших специалистов нашей организации – как раз поволжский немец. Гарольд Августович Рупперт – один из лучших специалистов в области технологии строительства мостов с более чем 40-летним опытом. Причём в свои 70 лет он может дать фору любому юнцу и, если его порыв не сдерживать, то, скажем, ловко вскарабкаться по раскосу на верхний пояс мостовой фермы. :))) Удивительный человек невероятной энергии! А какой у него потрясающий поволжский говор! Кстати, он и по-немецки шпрехает.
20. На выходе из национальной деревни находится старинный саратовский трамвай.
21.
22. Да, это вам не самолёт – это действительно интересно! :))))))
23.
24. К сожалению, у нас уже не так много времени – пора брать такси и возвращаться. По дороге к выходу из парка минуем катер Волжской военной флотилии, и затем бронепоезд, в 1941-1943 годах защищавший железнодорожный мост через Волгу и другие важные объекты Саратова от налётов фашистской авиации.
25.
26. Попытка опоздать на теплоход в бесконечной саратовской пробке была мастерски пресечена умелым таксистом, и вскоре все до единого туристы были доставлены саратовским катамараном назад на борт родного теплохода. А под ажурными пролётами Саратовского моста в это время как раз проходила хорошо узнаваемая огромная ярко-красная «морковка» танкера компании «Палмали», флот которой в больших количествах работает в низовьях Волги и Дона, специализируясь на экспорте нефтепродуктов по внутренним путям юга России в Азовское и Черное моря. Эти ярко-красные танкера смешанного плавания безошибочно узнаваемы и смотрятся на реке эдакими великанами, особенно если расходишься с ними близко. В данном случае под пролёт саратовского моста пошёл 139-метровый танкер проекта 005RST01 «Армада Трейдер». Он пошёл из Азовского моря через Дон, Волго-Донской канал вверх по Волге на Сызранский или Новокуйбышевский НПЗ грузиться очередной порцией нефтепродуктов.
27. А мы прощаемся с Саратовом, поднимаем якорь и продолжаем путь на юг вдоль степей Поволжья.
Автор: uritsk.livejournal.com