Один день на Домбае
В этой поездке я неплохо высыпался, однако, встав в 6 утра, добравшись в потемках до парка и разместившись в экскурсионном автобусе, понял, что пару-тройку часов сна будут никак не лишними, благо нам предстоял долгий путь протяженностью более 200 километров. Микроавтобус выехал за пределы окутанного предутренней темнотой Пятигорска и направился в сторону Карачаево-Черкессии. Пока спал на заднем сиденье, свернувшись калачиком, девушка-экскурсовод рассказывала историю Пятигорска и Кавказских Минеральных вод
и вот ведь удивительно: ухватывая сквозь сон какие-то обрывки ее рассказа, я почти всё запомнил и значительную часть информационного вступления к первой части данного отчета выше привёл по памяти, обращаясь ко всезнающей Википедии лишь в качестве подстраховки! Во истину не зря я в свое время любил спать на институтских лекциях во сне человек усваивает новые знания значительно лучше!
Когда я, наконец, очнулся от сладкой дрёмы, мы уже ехали по территории Карачаево-Черкессии, и аккурат проезжали головной гидроузел Большого Ставропольского канала в этом месте река Кубань перекрыта плотиной Усть-Джегутинского гидроузла, и из образованного плотиной водохранилища начинается крупнейший в регионе оросительный канал протяженностью 480 км. Дорога в этом месте идет по плотине.
Дальнейший путь на Домбай идет вверх по реке Кубань. Трасса несколько раз пересекает реку утро хоть и морозное, но денек сегодня обещает быть просто великолепным, а пейзажи предгорий Кавказа просто восхитительно смотрятся в утренних солнечных лучах!
В районе аула Кумыш автобусы традиционно делают остановку у монумента и вечного огня защитникам перевалов Кавказа, увековечившим память советских солдат, павших в ожесточенных боях, проходивших здесь в 1942-1943 годах.
Тут же неподалеку жительницы черкесского аула продают очень вкусные пироги с мясом и сыром (называемые по-местному Хачаны), а также чай, кофе, глинтвейн и другие вкусности. Солнечным морозным утром очень здорово побаловать желудок!
А дорога тем временем углубляется в горы – миновав Карачаевск, относительно молодой город, районный центр республики, где Кубань принимает один их крупнейших притоков своего верхнего течения, автобус следует далее вдоль долины реки Теберды. Склоны становятся все круче, в нескольких местах из окна хорошо видны расположенные на отвесных склонах древние осетинские (аланские) христианские храмы. Всего таких храмов уцелело здесь пять, и все они датированы IX-X веками, т.е. периодом до татаро-монгольского нашествия, в результате которого большая часть аланского народа была уничтожена.
Теберда солнечный курортный городок, здесь также находится администрация Тебердинского заповедника, образованного в 1936 году. Дальнейший наш путь пойдет заповедными местами. Минуем небольшое озеро Каракёль, живописно окруженное лесом и горами.
До Домбая отсюда совсем недалеко делаем небольшую остановку на берегу быстротечной горной речки Улу-Муруджу. Весело журчит она по камням!
Нам остаются последние километры пути, налево уходит историческая Военно-Сухумская дорога, через Клухорский перевал связывающая Карачаево-Черкессию с Абхазией (с 1992-93 годов, после Грузино-Абхазского конфликта, она закрыта для сквозного движения, но сейчас ведутся переговоры по возобновлению транзитного сообщения между Россией и Абхазией по этой трассе). А вот и Домбай расположенный у северного подножья Большого Кавказского хребта крупный туристический поселок, один из главных горнолыжных курортов Кавказа.
Сам поселок расположен на высоте 1650 метров, а подъемники, ведущие от него, поднимают туристов и горнолыжников на вершину горы Мусса-Ачитара, на высоту 3012 метров и даже еще несколько выше. Раньше для того, чтобы достичь этой высоты, нужно было проехать на пяти канатных дорогах, в этом же году был открыт новый подъемник, доставляющий туристов на самый верх всего с одной пересадкой им-то мы и воспользуемся!
С промежуточной площадки, расположенной на высоте 2277 м, открывается отличный вид на Главный Кавказский хребет и окружающие Домбай вершины.
Вершина Зуб Суфруджу (3494 м) и гора Суфруджу (3780 м) за ней:
Гора Белала-Кая (3861 м) своим внешним видом очень похожа на одну из самых известных вершин Альп – Маттерхорн. В 2009 году мы с ребятами были в швейцарских Альпах, и это сходство сразу бросилось в глаза.
Белала-Кая:
И для сравнения Маттерхорн (Альпы, Швейцария):
Кабинка старой канатной дороги:
Гора Сулахат (3409 м):
Про каждую из этих гор существует невообразимое количество интересных легенд и преданий. В данном отчете я их, пожалуй, опущу а если кто захочет, думаю, без труда сможет отыскать их самостоятельно. Мы же продолжаем подъем по канатке на вершину горы Мусса-Ачитара. Вскоре появляется снег
С верхней точки канатной дороги открывается отличный вид, тут же находится много сувенирных киосков и аппетитно зазывающих кафешек. Но можно подняться и еще выше тут есть два варианта: либо еще одна, очень медленная дизельная канатка, либо воспользоваться услугами местных и вознестись на вершину на снегоходе. Я предпочёл второй вариант надо сказать, местные горцы лихачат на склонах гор весьма прилично (а может это мне такой лихач попался?), и, если не держаться очень крепко, то турист рискует на скорости 60-70 км/час свалиться на снежно-ледяной покров горного склона. Так что нужно держать ухо востро.
В отличие от медленной дизельной канатки, снегоход взлетает на вершину всего за пару минут. Главный Кавказский хребет как на ладони! Вот и Эльбрус мы смотрим на него как бы в профиль, и с этого ракурса видим лишь западную его вершину (восточная скрывается за ней).
В начале ноября снега на Домбае еще не так много, но горнолыжный сезон уже начался.