Афганистан, путевые заметки, день 6

 



Мое путешествие по Афганистану подходит к концу. Я уже добрался до Москвы и завтра выложу отчет о последнем дне в Афганистане. А сегодня я покажу вам, что растет в окрестностях прекрасного города Файзабада, и как это добро уничтожают.

01. Итак, в прошлый день я доехал до Файзабада и поселился в прекрасном гестхаусе без удобств. С утра поехал изучать окрестности. Город находится на правом берегу реки Кокча. Файзабад исторически изолирован из-за недостатка в мощеных дорогах.


02. Так как дорог нет, люди перемещаются на осликах.


03.


04.Вокруг города много полей, выращивают ячмень, пшеницу, рис и мак.


05. В Афганистане никогда не было особо развитого сельского хозяйства. В суровых климатических условиях, при недостатке земель, крестьяне едва могли прокормить себя сами. Советский Союз пытался развить какую-то промышленность, но с уходом наших войск Афганистан стремительно скатился обратно к своему статусу аграрной страны.


06. За все время я ни разу не заметил на полях никакой техники! Все работы по обработке полей проводились вручную. Иногда используют животных, но никаких тракторов и комбайнов.


07. Пшеницу аккуратно срезают серпами.


08.


09. Весь процесс производства муки тоже без применения техники. Крестьяне все делают сами.


10. А вот одна из горных деревушек. Познакомились со старостой деревни. Он рассказал, что присутствие иностранцев не очень желательно. Конечно, если я хочу чай, он принесет мне его в машину, но ни о каких съемках на территории деревни и речи быть не может. Удалось выяснить причину такой нелюбви к иностранцам. Как-то в деревню приехали немцы и пообещали построить новую ирригационную систему, в обмен на уничтожение маковых полей. Крестьяне согласились. А недавно деревенские устроили засаду и обстреляли немецкий конвой. Обычное дело для Афганистана. И что вы думаете? Эти "поганые немцы", взяли и наябедничали на бедных моджахедов губернатору. Губернатор приехал в деревню и надавал по заднице участникам джихада, объяснил, что немцы друзья, и не обязательно устраивать на них засады и взрывать их технику. Деревенские очень обиделись за это на немцев, ведь ябедничать не хорошо. Но этим немцы не ограничились, они тоже обиделись и отказались от своих планов по строительству ирригационной системы! Такого обмана крестьяне простить не смогли, и теперь не только немец, но и любой европеец для них злейший враг. Вот такая история. Самый богатый человек в деревне владеет всего 4-я козами, и в случае неурожая никакого запаса продовольствия нет. «Мы все просто умрем с голода и никто не вспомнит о нас» - сокрушался глава деревни.


11. Опасность остаться без урожая в таком климате действительно чрезвычайно велика. Местность гористая, плодородные земли в дефиците, а засухи случаются все чаще. В то же время опийный мак хорошо переносит жесткие климатические условия, вероятность неурожая очень мала, и это производство приносит гораздо большую прибыль. По словам господина Навера, под будущий урожай мака охотно выдают кредиты местные финансовые структуры и крестьяне конечно были только рады выращивать мак, ведь это верный урожай и достаточно денег для того, чтобы прокормить семью.
Тем более, что сами они наркотики не употребляют. По словам Ходжи Навера, в его деревне нет наркоманов. В его деревне живут богобоязненные люди, а наркотики это «харам» - грех. То есть для афганского крестьянина нет никакой разницы растить картошку или опийный мак - что выгодней то и выращивают.


12. Горы.


13. Даже в глухих горах стоят крепости.


14.


15. И тут, на горизонте показался трактор Беларусь! Угадайте, кто ехал в тракторе? Нет, не поросенок Петр. В Тракторе ехал какой-то таджик и полицейский с большим автоматом.


16. Следом промчалось еще несколько пикапов с полицейскими.


17. Тра-та-та-та-та! По дороге развлекается один из полицеских. Остановились, пошли знакомиться. Конечно, полицейские не ожидали увидеть в горах русского туриста. Спросили, куда я еду.
- еду снимать маковые поля.
- Отлично! А у нас операция по уничтожению твоих полей!
- А можно с вами поехать?
- Конечно! Не отставай!
Мой водитель начал ныть, что дорога за перевал к полям очень плохая, и надо бы увеличить ставку в два раза. Я договаривался с ним на 150 долларов. Сошлись на 200, поехали.


18. Приехали на место. Вокруг до горизонта огромные маковые плантации. Посреди цветов стоят детишки и жалобно плачут.


19. Выращивать мак - самый простой и легкий способ заработать деньги. Маковое поле приносит в десятки раз больше пшеничного. Конечно, детишки расстраиваются, что им придется теперь работать в 10 раз больше.


20. Очень часто во время таких операций случаются нападения на полицейских. Местные жители готовы на все, только бы не потерять прибыльный бизнес. Часто поля минируют.


21. Подробнее про работу полии я напишу в отдельном посте.


22. До 80-х 90-х производство мака было незначительным, но с приходим Талибана выросло невероятно, сделав страну одним из крупнейших производителей героина, ведь сложно вести «джихад» без внешней поддержки, опираясь только на слаборазвитое сельское хозяйство. В стране 2 основных области где выращивают мак, - это почти весь Юг (провинции Гильменд, Кандагар и тд) и немного на Севере Афганистана в провинции Бадахшан.


23. Один из солдат оказался романтиком. Вместо того, чтобы уничтожать посевы мака он начал собирать букеты.


24. Жара стоит под 40, работа тяжелая. Чтобы хоть как-то скрасить свой нелегкой труд, полицейские смазывают сигарету маковым молочком. Не знаю, что это дает, но вид после этого у них странный.


25. С воздуха операцию поддерживают вертолеты.


26.


27. Часть полицейских параллельно проводит операцию и задерживает всех владельцев плантаций.


28. В общем про все это будет болшой отдельный пост через несколько недель.


29. Вернулись в город. Почти около всех сооружений в Афганистане стоит табличка с описанием, кто его построил. В основном помогают восстанавливать Афганистан американцы, немцы, японцы, турки.


30. В городе находятся два базара, где до сих пор торгуют шерстью, шерстяной одеждой, солью, сахаром, чаем и индиго.


31.


32. В кустах ржавеет советская техника.


33.


34. Погода немного испортилась, солнце ушло и стало очень хорошо.


35.


36. Смотрите, какая красивая девочка!


37.


38.


39. В городе есть единственная заправка.


40. Лавка, где продают мороженое.


41. Веером я в очередной раз пошел за арбузом. Арбузы здесь стоят около 7 рублей за кг, они очень вкусные и сладкие. Вместо гирь на весах используют камни.


42. Пока я расплачивался за арбуз, подошел какой-то гопник. Эго зовут Саша, на ломаном русском он рассказал свою историю. В начале девяностых его отец, афганец, привез из России себе жену. Прожили они здесь года 3, после чего, не вытерпев афганского колорита девушка убежала обратно в Россию. Ребенка ей оставить, естественно, не разрешили. Потом папаша опять куда-то пропал, а Саша остался бомжевать в Файзабаде. Вот такая веселая история.

Источник: zyalt.livejournal.com



Материалы категории

  • Афганистан, путевые заметки, день 1

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 1   Вчера рано утром я прилетел в Кабул. Обратного билета у меня нет, сколько я здесь пробуду не знаю. С интернетом вроде бы порядок, так что постараюсь вести путевые заметки, а подробные отчеты подготовлю, когда вернусь в Москву. Первый день прошел отлично. Здесь очень жарко, пыльно и грязно. Сегодня я планирую поехать за город к крестьянам, а вчерашний день полностью провел в Кабуле.  

  • Афганистан, путевые заметки, день 2

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 2 Путешествие по Афганистану продолжается. Большую часть второго дня я провел в дороге, поэтому материала не очень много. Основной целью вчера было доехать до военной базы в Баграме и посетить рынок амуниции и оборудования, похищенного со складов американской армии. По дороге мы заехали в школу, посмотрели кирпичный завод и кладбище советской военной техники.

  • Афганистан, путевые заметки, день 3

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 3 Вчера весь день провели в дороге, ехали на север, в Мазари-Шариф, четвёртый по величине город Афганистана. Дорога очень сложная, идет через перевал Саланг и занимает 8 часов. По дороге повстречали американских военных, у них пробило колесо и колонна остановилась. К сожалению, снимать они не разрешили, да и вообще не были настроены на дружбу.

  • Афганистан, путевые заметки, день 4

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 4   В Мазари-Шарифе неожиданно закончилась цивилизация. Лучшим отелем оказался трехэтажный дом, где в комнатах стоит старая мебель, очень жарко, кондиционеры почти не работают, а душ один на весь этаж. При этом хозяин запросил за свой "дворец" 120 долларов за комнату. Выбора здесь нет, пришлось остаться. Весь вчерашний день я провел в городе - посмотрел рынок, свалку, и главную достопримечательность - Голубую мечеть.  

  • Афганистан, путевые заметки, день 5

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 5   Пятый день получился совсем не интересным. Весь день прошел в дороге, я ехал на восток, в Файзабад, где меня ждали маковые поля. Ситуация на дороге в последние дни ухудшилась, вчера взорвался смертник, поэтому водитель отказался останавливаться, и почти всю дорогу мы проехали без остановок. Сама дорога совершенно не интересная, только военные базы и блок-посты развлекали меня.

  • Афганистан, путевые заметки, день 6

    (Афганистан)

    Афганистан, путевые заметки, день 6   Мое путешествие по Афганистану подходит к концу. Я уже добрался до Москвы и завтра выложу отчет о последнем дне в Афганистане. А сегодня я покажу вам, что растет в окрестностях прекрасного города Файзабада, и как это добро уничтожают.

  • Афгано-таджикская граница, путевые заметки, день 7

    (Афганистан)

    Афгано-таджикская граница, путевые заметки, день 7   Весь седьмой день я добирался в Москву. Сначала хотел летать через Кабул, но там не оказалось удобных рейсов, да и уехал я от столицы слишком далеко. Решил ехать через Таджикистан. Афганистан имеет 3 пограничных перехода с Таджикистаном. Два из них, если посмотреть на карту, кажется, что находятся совсем рядом с Файзабадом, где я и находился, а до третьего было почти 300 км пути. На деле оказалось, что короткий путь не всегда самый быстрый....


Фотографии путешествий - Южная Америка - Северная Америка - Африка - Евразия - Австралия